- «Дом искусств»
«Дом искусств», организация работников искусств. Существовала в конце 191922. Помещалась в бывшем доме Чичерина. Организована К. И. Чуковским и А. Н. Тихоновым при поддержке М. Горького. «Дом искусств» ставил задачей оказание социальной помощи деятелям искусств устройство столовых, библиотек, общежитий; в «Доме искусств» сложилась своего рода «писательская коммуна», в которой жили и работали А. С. Грин, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам, В. Ф. Ходасевич, А. Л. Волынский, М. С. Шагинян, Н. С. Тихонов, М. Л. Слонимский и др. Научная и культурная деятельность «Дома искусств» состояла в проведении литературных вечеров и лекций, организации художественных выставок, концертов. В 1921 были выпущены два сборника «Дом искусств». При «Доме искусств» , ставшем в эти годы центром литературной жизни Петрограда, создана литературная студия (куда была перенесена работа студии издательства «Всемирная литература»), курсы лекций читали Гумилёв (вместе с М. Л. Лозинским и Е. И. Замятиным он вёл и практические занятия), Н. Н. Евреинов, В. М. Жирмунский, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум и др. Чуковский, руководивший работой студии, привлёк к участию в ней молодых писателей, выступавших, наряду с М. Горьким, А. А. Блоком, А. Ф. Кони, с чтением своих произведений: Вс. В. Иванова, В. А. Каверина, М. М. Зощенко, К. А. Федина, Л. Н. Лунца и др., составивших ядро «Серапионовых братьев». «Дом искусств» описан в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль», в воспоминаниях Чуковского, В. А. Рождественского («Страницы жизни»), Слонимского («Завтра. Проза. Воспоминания»), Н. Н. Берберовой («Курсив мой»), И. В. Одоевцевой («На берегах Невы»).
Литература:
Зайдман А. Д., Литературные студии «Всемирной литературы» и «Дома искусств», «Русская литература», 1973, № 1.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.